Условия ведения визуальной ориентировки

Визуальную ориентировку наиболее просто вести летом в дневное время при прозрачной атмосфере, средней насыщенности местности ориентирами и наличии характерных ориентиров, так как в это время местность и ориентиры имеют естественную ок­раску, видны на значительном удалении, есть возможность разли­чать отдельные ориентиры, использовать для опознавания их признаки и детали. Характерные ориентиры облегчают опознава­ние местности, поэтому при подготовке к полету следует прос­мотреть маршрут полета, выбрать их, изучить и запомнить так, чтобы в полете в основном опознавать без карты, лишь изредка обращаясь к ней.

При следовании вертолета по ЛЗП и соблюдении правил ве­дения визуальной ориентировки надежность ее очень высока, ве­роятность опознавания ориентиров составляет 0,8—1,0, снижаясь до 0,2—0,4 при уклонениях от маршрута, соизмеримых с дально­стью их обнаружения. Визуальная ориентировка позволяет опре­делять характер движения вертолета, выходить на аэродром и особенно на площадки посадки вне аэродрома, вести поиск мало­размерных и подвижных объектов, контролировать правильность автоматической прокладки пути, а при ее отказе или отсутст­вии—вести контроль пути и определять навигационные элемен­ты. При поиске малоразмерных подвижных объектов она незаме­нима, так как позволяет не только найти объект на местности, рассмотреть его детали, но и «привязать» этот объект к карте в момент наблюдения.

Характер местности, над которой выполняется полет, опреде­ляет условия ведения визуальной ориентировки.

Легкие условия — в районах крупных протяженных ориентиров (большие реки, крупные озера, отдельные массивы леса и др.) со средней насыщенностью различными по величине населенными пунктами и характерными объектами, при наличии характерных форм рельефа и т. п.

Хорошие условия — в районах со средним насыщением линейными и точечными ориентирами (шоссейными и железными дорогами, средними реками и озерами, населенными пунктами различной величины и др.)» при наличии отдельных участков леса и характерных элементов рельефа.

Трудные условия — при обилии населенных пунктов, малых речек и озер, густой сети дорог или, наоборот, почти пол­ном отсутствии как линейных, так и точечных ориентиров; при обилии лесных массивов, маловыразительных форм рельефа (од­нообразного или сильнопересеченного) и малом количестве линей­ных и точечных ориентиров; в районах массовых разрушений.

Исключается или сильно затрудняется ве­дение визуальной ориентировки над пустыней, в горных районах, над большими лесными или водными пространствами, в Запо­лярье и т. п.

При подготовке к полету летчик должен оценить возможности по ведению визуальной ориентировки в конкретном районе и пре­дусмотреть меры по определению МВ в полете другими способа­ми. Чем сложнее условия, тем точнее следует вести прокладку пу­ти перед сличением карты с местностью.

Прозрачность атмосферы и высота полета оказывают большое влияние на дальность видимости ориентиров. Дальность видимости — расстояние, с которого появляются первые приз­наки наблюдаемого объекта (дым над городом, очертание леса вдоль реки и т. п.). Она зависит от метеорологических условий, характера и размеров объекта и порога чувствительности чело­веческого глаза. Средние дальности видимости основных ориен­тиров приведены в табл. 6.1.

Я, м

Дальность видимости » км

Реки

Шоссе,

железные

дороги

Населенные

пункты

Леса

крупные

мелкие

крупные

мелкие

До 1-00

2—3

1 — 1,5

2—3

4—5

2-3

2-3

200

3,8 ;

2

3,5

8

3,5

3,5

300

5

3

5

12

5

5

500

ю :

8

9

18

7

10

Контуры ориентиров различаются несколько позже — на дальности обнаружения, которая при полете на высо­тах, близких к предельно малым, не превышает 7 высот. Даль­ность опознавания ориентиров — расстояние, с которого различаются их детали. Она лежит в пределах 3—5 высот поле­та и меньше дальности обнаружения в среднем на 30%. Объяс­няется это тем, что на опознавание затрачивается некоторое вре­мя. Хорошо различаются ориентиры в зоне с радиусом до двух высот, т. е. при вертикальных углах до 63°. При больших углах ориентиры наблюдаются в перспективе, опознавание и определе­ние дальности до них затруднено.

Ведение визуальной ориентировки усложняется:

— зимой, когда реки, малые озера и неровности рельефа поч­ти не видны, особенно в пасмурную погоду;

— весной, когда на полях появляются проталины, которые мо­жно принять за населенные пункты (и осенью, когда земля час­тично покрыта снегом), а также во время разлива рек, искажаю­щих вид местности;

—при наличии несплошной облачности, когда тени от обла­ков можно принять за лесные массивы, озера, населенные пункты;

— в районе крупных промышленных городов, когда выбрасы­ваемые в атмосферу дымы и газы создают пелену, ухудшающую видимость;

— в сумерки, когда косые лучи солнца заливают всю мест­ность сплошным красным светом, появляются густые дымки и ра­диационные туманы, ухудшающие видимость и затрудняющие выделение отдельных ориентиров;

— ночью, когда скрадывается расстояние до световых ориен­тиров, практически исключается их опознавание по конфигурации даже при освещении местности луной и искусственном освещении населенных пунктов, так как их световые контуры часто не совпа­дают с действительной конфигурацией на местности и карте. В боевой обстановке в прифронтовой полосе населенные пункты бу­дут затемнены, движение по дорогам будет производиться с за­темненными фарами, это создаст дополнительные трудности. Ли-

нию фронта можно будет опознавать по вспышкам при выстрелах орудий, разрывам снарядов, пожарам и т. п. Она может обозна­чаться сигнальными ракетами. Ограниченное освещение в каби­не, пилотирование по приборам усложняют пользование картой, что вынуждает перед ночным полетом основные ориентиры по маршруту запоминать на память, чтобы опознавать их без карты;

— при уменьшении высоты полета. Чем ниже высота, тем бо­льше угловая скорость перемещения объектов, меньше времени на их распознавание. С предельно малых высот ориентиры, даже близко расположенные, видны в перспективе, тогда как на карте они изображены в плане. Особое значение на этрх высотах приоб­ретает точность полета по маршруту, так как ориентиры видны в более узкой полосе, а лежащие в стороне от летящего вертолета могут быть закрыты складками местности. Сокращаются зоны по­иска ожидаемого ориентира, поэтому тщательнее ведется счисле­ние пути, ориентировка ведется с упреждением на 1—2 мин, че­рез каждые 10—15 мин ставится отметка МВ;

— над полем боя, так как на местности могут быть размеще­ны объекты, которых нет на карте, а ориентиры местности могут измениться из-за пожаров, разрушений и пр. Особое внимание следует обращать на опознавание ориентиров, относительно кото­рых указывается боевая задача обеспечиваемым подразделениям, знать направления их действий, уметь отличить свои войска.

Большое значение для опознавания имеет умение летчика ис­пользовать благоприятные условия для сличения карты с мест­ностью, что достигается ориентированием карты по сторонам го­ризонта, а также умение выделить ограниченный район для опоз­навания счислением и прокладкой пути.

Ориентирование карты — такое ее расположение в горизонтальт ной плоскости, при котором северная ее сторона направлена на север, а южная — на юг. Такое расположение карты облегчает сличение ее с местностью, так как направления изображенных ориентиров совпадут с направлением этих объектов на местности. Ориентирование карты выполняется несколькими способами.

1. По показаниям курсовой системы (компаса). При пользовании им необходимо определить истинный курс и мысленно проложить линию курса на карте, разворотом карты эту линию совместить с направлением продольной оси вертолета (рис. 6.4,а). При наличии на карте маршрута полета достаточно убедиться з выдерживании расчетного курса и развернуть ее так, чтобы линия заданного пути шла по продольной оси вертолета в сторону полета (рис. 6.4,6). Способ является основным.

2. По земным ориентирам — применяется при нали­чии на местности крупного линейного или площадных ориентиров. Опознав эти ориентиры, развернуть карту до совпадения их изоб — ражения на карте с видом ориентиров на местности (рис. 6.5).

3. П о Солнцу — используется для дублирования основно­го способа, чтобы не допустить ориентирование карты по невер­ным показаниям курсовой системы (компаса) в случае отказа, а

Условия ведения визуальной ориентировки
Условия ведения визуальной ориентировки

Рис. 6.4. Ориентирование карты:
а — по показаниям курсовой системы; б — по линии заданного пути

Подпись: V

также при возникновении сомнений в правильности направления полета. При видимости Солнца необходимо всегда сверять направ­ление полета по нему. Для ориентирования карты по Солнцу не­обходимо с часов отсчитать показание Гд—местное декретное время, рассчитать азимут Солнца по формуле АС=(ТЛ—1 ч) 15°

(с 1 апреля до 1 октября в формуле вычитается 2 ч, так как часы в этот период идут по летнему времени). Мысленно проложить линию азимута на карте. Разворотом ее в горизонтальной плоскос­ти совместить линию азимута с направлением на Солнце (рис. 6.6). Ночью при видимости небесных светил ориентирование карты

можно выполнить по Полярной звезде, совместив северное направ­ление меридиана на карте с направлением на Полярную звезду, которая находится на удалении пяти расстояний от двух край­них звезд ковша Большой Медведицы.

4. По пеленгам автоматического радиопелен­гатора, место которого известно,— используется при потере ориентировки и невозможности использовать другие способы. В этом случае запрашивается «Прибой» у радиопеленгатора, верто-

Себерныи обрез карты

Условия ведения визуальной ориентировки

Рис. 6.7. Ориентирование карты по линии радиопеленга

лет разворачивается на его значение, это значение переводится в ИПР, а затем карта разворачивается таким образом, чтобы мыс­ленно проложенная на ней линия ИПР была направлена на пе­ленгатор (рис. 6.7). Это позволяет при полете на пеленгатор сли­чать ориентиры в узкой полосе — вдоль линии радиопеленга.

Правильно ориентированная карта облегчает опознавание ориентиров, повышает надежность ориентировки.