Условия ведения визуальной ориентировки
Визуальную ориентировку наиболее просто вести летом в дневное время при прозрачной атмосфере, средней насыщенности местности ориентирами и наличии характерных ориентиров, так как в это время местность и ориентиры имеют естественную окраску, видны на значительном удалении, есть возможность различать отдельные ориентиры, использовать для опознавания их признаки и детали. Характерные ориентиры облегчают опознавание местности, поэтому при подготовке к полету следует просмотреть маршрут полета, выбрать их, изучить и запомнить так, чтобы в полете в основном опознавать без карты, лишь изредка обращаясь к ней.
При следовании вертолета по ЛЗП и соблюдении правил ведения визуальной ориентировки надежность ее очень высока, вероятность опознавания ориентиров составляет 0,8—1,0, снижаясь до 0,2—0,4 при уклонениях от маршрута, соизмеримых с дальностью их обнаружения. Визуальная ориентировка позволяет определять характер движения вертолета, выходить на аэродром и особенно на площадки посадки вне аэродрома, вести поиск малоразмерных и подвижных объектов, контролировать правильность автоматической прокладки пути, а при ее отказе или отсутствии—вести контроль пути и определять навигационные элементы. При поиске малоразмерных подвижных объектов она незаменима, так как позволяет не только найти объект на местности, рассмотреть его детали, но и «привязать» этот объект к карте в момент наблюдения.
Характер местности, над которой выполняется полет, определяет условия ведения визуальной ориентировки.
Легкие условия — в районах крупных протяженных ориентиров (большие реки, крупные озера, отдельные массивы леса и др.) со средней насыщенностью различными по величине населенными пунктами и характерными объектами, при наличии характерных форм рельефа и т. п.
Хорошие условия — в районах со средним насыщением линейными и точечными ориентирами (шоссейными и железными дорогами, средними реками и озерами, населенными пунктами различной величины и др.)» при наличии отдельных участков леса и характерных элементов рельефа.
Трудные условия — при обилии населенных пунктов, малых речек и озер, густой сети дорог или, наоборот, почти полном отсутствии как линейных, так и точечных ориентиров; при обилии лесных массивов, маловыразительных форм рельефа (однообразного или сильнопересеченного) и малом количестве линейных и точечных ориентиров; в районах массовых разрушений.
Исключается или сильно затрудняется ведение визуальной ориентировки над пустыней, в горных районах, над большими лесными или водными пространствами, в Заполярье и т. п.
При подготовке к полету летчик должен оценить возможности по ведению визуальной ориентировки в конкретном районе и предусмотреть меры по определению МВ в полете другими способами. Чем сложнее условия, тем точнее следует вести прокладку пути перед сличением карты с местностью.
Прозрачность атмосферы и высота полета оказывают большое влияние на дальность видимости ориентиров. Дальность видимости — расстояние, с которого появляются первые признаки наблюдаемого объекта (дым над городом, очертание леса вдоль реки и т. п.). Она зависит от метеорологических условий, характера и размеров объекта и порога чувствительности человеческого глаза. Средние дальности видимости основных ориентиров приведены в табл. 6.1.
Я, м |
Дальность видимости » км |
|||||
Реки |
Шоссе, железные дороги |
Населенные |
пункты |
Леса |
||
крупные |
мелкие |
крупные |
мелкие |
|||
До 1-00 |
2—3 |
1 — 1,5 |
2—3 |
4—5 |
2-3 |
2-3 |
200 |
3,8 ; |
2 |
3,5 |
8 |
3,5 |
3,5 |
300 |
5 |
3 |
5 |
12 |
5 |
5 |
500 |
ю : |
8 |
9 |
18 |
7 |
10 |
Контуры ориентиров различаются несколько позже — на дальности обнаружения, которая при полете на высотах, близких к предельно малым, не превышает 7 высот. Дальность опознавания ориентиров — расстояние, с которого различаются их детали. Она лежит в пределах 3—5 высот полета и меньше дальности обнаружения в среднем на 30%. Объясняется это тем, что на опознавание затрачивается некоторое время. Хорошо различаются ориентиры в зоне с радиусом до двух высот, т. е. при вертикальных углах до 63°. При больших углах ориентиры наблюдаются в перспективе, опознавание и определение дальности до них затруднено.
Ведение визуальной ориентировки усложняется:
— зимой, когда реки, малые озера и неровности рельефа почти не видны, особенно в пасмурную погоду;
— весной, когда на полях появляются проталины, которые можно принять за населенные пункты (и осенью, когда земля частично покрыта снегом), а также во время разлива рек, искажающих вид местности;
—при наличии несплошной облачности, когда тени от облаков можно принять за лесные массивы, озера, населенные пункты;
— в районе крупных промышленных городов, когда выбрасываемые в атмосферу дымы и газы создают пелену, ухудшающую видимость;
— в сумерки, когда косые лучи солнца заливают всю местность сплошным красным светом, появляются густые дымки и радиационные туманы, ухудшающие видимость и затрудняющие выделение отдельных ориентиров;
— ночью, когда скрадывается расстояние до световых ориентиров, практически исключается их опознавание по конфигурации даже при освещении местности луной и искусственном освещении населенных пунктов, так как их световые контуры часто не совпадают с действительной конфигурацией на местности и карте. В боевой обстановке в прифронтовой полосе населенные пункты будут затемнены, движение по дорогам будет производиться с затемненными фарами, это создаст дополнительные трудности. Ли-
нию фронта можно будет опознавать по вспышкам при выстрелах орудий, разрывам снарядов, пожарам и т. п. Она может обозначаться сигнальными ракетами. Ограниченное освещение в кабине, пилотирование по приборам усложняют пользование картой, что вынуждает перед ночным полетом основные ориентиры по маршруту запоминать на память, чтобы опознавать их без карты;
— при уменьшении высоты полета. Чем ниже высота, тем больше угловая скорость перемещения объектов, меньше времени на их распознавание. С предельно малых высот ориентиры, даже близко расположенные, видны в перспективе, тогда как на карте они изображены в плане. Особое значение на этрх высотах приобретает точность полета по маршруту, так как ориентиры видны в более узкой полосе, а лежащие в стороне от летящего вертолета могут быть закрыты складками местности. Сокращаются зоны поиска ожидаемого ориентира, поэтому тщательнее ведется счисление пути, ориентировка ведется с упреждением на 1—2 мин, через каждые 10—15 мин ставится отметка МВ;
— над полем боя, так как на местности могут быть размещены объекты, которых нет на карте, а ориентиры местности могут измениться из-за пожаров, разрушений и пр. Особое внимание следует обращать на опознавание ориентиров, относительно которых указывается боевая задача обеспечиваемым подразделениям, знать направления их действий, уметь отличить свои войска.
Большое значение для опознавания имеет умение летчика использовать благоприятные условия для сличения карты с местностью, что достигается ориентированием карты по сторонам горизонта, а также умение выделить ограниченный район для опознавания счислением и прокладкой пути.
Ориентирование карты — такое ее расположение в горизонтальт ной плоскости, при котором северная ее сторона направлена на север, а южная — на юг. Такое расположение карты облегчает сличение ее с местностью, так как направления изображенных ориентиров совпадут с направлением этих объектов на местности. Ориентирование карты выполняется несколькими способами.
1. По показаниям курсовой системы (компаса). При пользовании им необходимо определить истинный курс и мысленно проложить линию курса на карте, разворотом карты эту линию совместить с направлением продольной оси вертолета (рис. 6.4,а). При наличии на карте маршрута полета достаточно убедиться з выдерживании расчетного курса и развернуть ее так, чтобы линия заданного пути шла по продольной оси вертолета в сторону полета (рис. 6.4,6). Способ является основным.
2. По земным ориентирам — применяется при наличии на местности крупного линейного или площадных ориентиров. Опознав эти ориентиры, развернуть карту до совпадения их изоб — ражения на карте с видом ориентиров на местности (рис. 6.5).
3. П о Солнцу — используется для дублирования основного способа, чтобы не допустить ориентирование карты по неверным показаниям курсовой системы (компаса) в случае отказа, а
Рис. 6.4. Ориентирование карты:
а — по показаниям курсовой системы; б — по линии заданного пути
также при возникновении сомнений в правильности направления полета. При видимости Солнца необходимо всегда сверять направление полета по нему. Для ориентирования карты по Солнцу необходимо с часов отсчитать показание Гд—местное декретное время, рассчитать азимут Солнца по формуле АС=(ТЛ—1 ч) 15°
(с 1 апреля до 1 октября в формуле вычитается 2 ч, так как часы в этот период идут по летнему времени). Мысленно проложить линию азимута на карте. Разворотом ее в горизонтальной плоскости совместить линию азимута с направлением на Солнце (рис. 6.6). Ночью при видимости небесных светил ориентирование карты
можно выполнить по Полярной звезде, совместив северное направление меридиана на карте с направлением на Полярную звезду, которая находится на удалении пяти расстояний от двух крайних звезд ковша Большой Медведицы.
4. По пеленгам автоматического радиопеленгатора, место которого известно,— используется при потере ориентировки и невозможности использовать другие способы. В этом случае запрашивается «Прибой» у радиопеленгатора, верто-
Себерныи обрез карты
Рис. 6.7. Ориентирование карты по линии радиопеленга |
лет разворачивается на его значение, это значение переводится в ИПР, а затем карта разворачивается таким образом, чтобы мысленно проложенная на ней линия ИПР была направлена на пеленгатор (рис. 6.7). Это позволяет при полете на пеленгатор сличать ориентиры в узкой полосе — вдоль линии радиопеленга.
Правильно ориентированная карта облегчает опознавание ориентиров, повышает надежность ориентировки.